Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации мирового экономического пространства международные ивент-проекты становятся одним из важных инструментов повышения конкурентоспособности принимающих территорий. Подобные мероприятия являются не только ключевым социокультурным явлением современности, но и инструментом обновления социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, стимулирования экономического развития. Событийные проекты международного уровня также используются как средство повышения имиджа, репутации страны и региона, повышая уровень жизни населения, в том числе в пост-событийный период.
В числе различных типов важных событийных проектов наиболее значимым являются, непременно, Олимпийские игры. Подготовка к проведению
Олимпийских игр занимает в среднем от 5 до 10 лет, что оказывает серьезное влияние на темпы социально-экономического развития принимающего региона. Связанные с данной подготовкой процессы создания или обновления необходимой инфраструктуры, принимаемые местными властями управленческие решения, действия спонсоров и инвесторов широко освещаются в средствах массовой информации, что не просто привлекает внимание широкой общественности, но позволяет сформировать в ее глазах желаемый политический образ принимающей территории: открытый, доброжелательный, социально ориентированный.
До 1988 г. имидж Республики Корея был во многом связан с Корейской войной и жестокой диктатурой президента Пак Чонхи. Однако, ситуация резко изменилась после того, как страна успешно приняла Летние Олимпийские игры 1988 г. Олимпийские игры 1988 г. были переломным моментом в корейской истории, поскольку они были последними Олимпийскими играми, проводившимися во времена «холодной войны». Благодаря успешным переговорам на международной арене, мир впервые с 1976 г. собрался вместе в мирном празднике спорта и дружбы. Проведение Летних Олимпийских игр в Сеуле, помогло ускорить процесс модернизации и международного признания Республики Корея и ее выход на мировую арену.
Актуальность настоящей работы заключается в том, что, исследование опыта проведения Олимпийских игр позволяет выявить способы получения максимального положительного социально-экономического эффекта от каждого этапа Олимпийских игр в целом для экономики и международного имиджа страны проведения, а также использовать этот опыт в дальнейшем.
Объектом исследования является процесс формирования имиджа Республики Корея.
Предметом исследования является государственная политика Республики Корея по формированию нового имиджа страны, благодаря Летним Олимпийским играм 1988 г.
Хронологические рамки работы обусловлены ключевыми для исследования историческими событиями: от 1953 г., после завершения Корейской войны, и первые годы после проведения Летних Олимпийских игр 1988 г.
Цель исследования – определить степень влияния Летних Олимпийских игр 1988 г. на изменение имиджа Республики Корея.
Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
• проанализировать имидж Республики Корея после завершения Корейской войны 1953 г.;
• проанализировать государственную политику Республики Корея, проводимую во время Летних Олимпийских игр 1988 г.;
• установить, как проведение Летних Олимпийских игр положительно повиляло на экономику, корейское общество, урбанизацию, и международное позиционирование Республики Корея;
Методология. Для решения поставленных задач в данной курсовой работе использовались такие общенаучные методы исследования, как сравнение, системно-структурный анализ и синтез. Метод классификации позволил выделить главные источники информации, а сравнительный метод дал возможность проанализировать противоположные мнения и сформировать более полное представление по данной теме. Сравнительно-исторический метод позволил установить и сопоставить этапы эволюции объекта данного исследования и разобраться в произошедших изменениях в указанный временной период.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цели и задачи исследования, его предмет и объект, дана краткая характеристика работы, ее практическая и теоретическая значимость.
В первой главе раскрыто понятие «имиджа» и «брендинга» страны, выявлены основные составляющие странового имиджа и бренда, а также технологии их достижения, приведен пример Олимпийских игр, как инструмента формирования имиджа страны.
Во второй главе выделен имидж Республики Корея до проведения Летних Олимпийских игр 1988 г., и выделены основные этапы государственного формирования нового имиджа страны в этот период.
В третьей главе определено влияние Летних Олимпийских игр 1988 г. на имидж Республики Корея. Также, рассматривается вопрос успеха Олимпийских игр в формировании нового имиджа Республики Корея.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИМИЖДА И БРЕНДИНГА СТРАНЫ
В настоящее время, одной из наиболее актуальных тем в социально-гуманитарном познании, является тема формирования страновых имиджей. Все больше государств оценивают прочный позитивный имидж как важный стратегический ресурс, значимое конкурентное преимущество, позволяющее сделать голос страны на мировой арене слышимым, выражаемые ею идеи и концепции – достойными внимания, а ее саму – привлекательным местом как для внешних целевых аудиторий – туристов, инвесторов, так и для собственных граждан.
В связи с широким развитием международных отношений повышается интерес к отдельно взятым странам. Этот интерес проявляется на потребительском, внешнеполитическом уровнях, а также в контексте общечеловеческих представлений. Страну можно воспринимать в качестве товара. Разница заключается в масштабе продвижения. Так, имидж товара — это тот набор представлений, которые бы их владельцу хотелось внедрить в массовое сознание, а имидж страны — это то, как хотелось бы государству, чтобы его воспринимали в международном пространстве. Сегодня одной из основных задач любого государства является создание управляемого имиджа страны.
Впервые продвигать страну как бренд начал Дэвид Огилви, копирайтер и основатель успешных рекламных агентств, начавший работать над имиджем маленького латиноамериканского государства Пуэрто-Рико, в середине 1950-х гг., чтобы изменить отношение американцев к этой стране и привлечь туристов. На данный момент, самым известным консультантом в области странового брендинга является британец Саймон Анхольт, сказавший, что «создание национального бренда состоит на 80% из координации, на 15% из коммуникации и на 5% из вдохновения». Анхольт проводит грань между имиджами страны и товара и считает, что «страна — это совсем другое, нежели товар компании Coca-Cola» . Различные исследователи имеют свои представления о понятии «имиджа» страны. Многие исследователи затрагивают различные аспекты этих понятий. Так, Эраст Александрович Галумов, российский политолог и экономист, определяет имидж страны как «комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной» .
Содержание подобной имиджевой базы будет определяться тем, что несет в себе уже сложившийся образ государства. Учитывается такие аспекты как: внутренняя политика, связи с внешним миром и экономические взаимоотношения. Некоторые эксперты также включают в структуру образа страны исключительно психологические характеристики, такие, как смысл жизни, ценности, энергия жизни.
1.1. Олимпийские игры как инструмент формирования имиджа страны
Необходимо подчеркнуть, что спортивные достижения включают в себя весь спектр других достижений государства, ведь спорт непосредственно зависит от уровня экономики, политического режима, инвестиционной привлекательности страны. Именно поэтому, существует большая конкуренция среди стран провести у себя различные соревнования общемирового уровня. Таким способом можно не только повысить спортивный престиж страны, но и показать всем целостный образ страны, который разрабатывался годами и несет в себе всю многоаспектность данной территории. При этом престижность соревнований также влияет на желание государства провести их именно у себя. Олимпийские игры, чемпионаты мира по хоккею и футболу, на данный момент являются самыми популярными массовыми спортивными мероприятиями. Помимо этого,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арташкина Т.А., Яньли Х. Имидж страны и его конструирование (на примере Китая). Профессиональное образование в современном мире. 2016.
2. Бродская Н.П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны // Национальные интересы и имидж России: сб. ст. / Рос.акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений; [отв. ред. Э. Г. Соловьев]. - М.: ИМЭМО РАН, 2006. С. 53-61
3. Галумов Э. А. Имидж против имиджа // Известия // 2005.
4. Капица, М.С., Петров, Д.В., Славинский, Б.Н. История международных отношений на Дальнем Востоке. 1945-1977. Хабаровское книжное из-во // 1978.
5. Курбанов С. О. История Кореи с древности до начала XXI века. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета // 2018.
6. Курбанов С.О. Курс лекций по истории Кореи: с древности до конца XX века. СПб. // 2002.
7. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. М.: РИП-холдинг // 2006.
8. Смирнов А.Н. Культурный имидж современной России в контексте национальных интересов // Международный имидж России: Сб. докладов. М.: Наука // 2005.
9. Шабшина Ф.И. Очерки новейшей истории Кореи: 1945-1953. Гос. изд-во полит. лит-ры // 1958.
10. Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. Пер.с кор. М. // 2000.
11. Andranovich G, Burbank M, Heying C. Olmpic Cities: Lessons Learned from MegaEvent Politics // Journal of Urban Affairs // 2001. p. 113—131.
12. Anholt S. Competitive identity: the new brand management for nations, cities and regions // Palgrave Macmillan // 2007.
13. Anholt S. Brand New Justice // Palgrave Macmillan // 2005.
14. Black, David R. and Bezanson, Shona (2004) “The Olympic Games, Human Rights and Democratisation: Lessons from Seoul and Implications for Beijing” // Third World Quarterly // p. 1245-1261
15. Dinnie K. Nation Branding – Concepts, Issues, Practice. Butterworth- Heinemann // Oxford // 2008.
16. Han Sung-joo. The Failure of Democracy in South Korea // Berkeley: University of California Press // 1974. p. 169.
17. Jarol B. Manheim. Rites of Passage: The 1988 Seoul Olympics as Public Diplomacy // University of Utah // 1990.
18. Joungwon Alexander Kim. Divided Korea: The Politics of Development, 1945–1972 // Cambridge: Harvard University Press // 1975. p. 157
19. Jung-en Woo. Race to the Swift: State and Finance in the Industrialization of Korea // New York: Columbia University Press // 1991. p. 45.
20. Kang, Jun-Man. History of Modern Korea: 1980s, Seoul: Inmul and Sasang // 2003.
21. Keith L. Pratt, Richard Rutt, James Hoare. Korea: A Historical and Cultural Dictionary // Psychology Press // 1999. p. 184-188.
22. Malfas M, Theodoraki E, Houlihan B. Impacts of the Olympic Games as Mega-events, Proceedings of the Institution of Civil Engineers-Municipal Engineer, 2004. p. 209-220.
23. Michael Breen. The New Koreans: The Story of a Nation // Thomas Dunne Books // 2017.
24. Patel A., Bosela P., Delatte N. 1976 Montreal Olympics: Case Study of Project Management Failure, Journal of Performance of Constructed Facilities // 2013. p. 362-369.
25. Richard W. Pound. Five Rings over Korea: The Secret Negotiations Behind the 1988 Olympic Games in Seoul // Little Brown & Co // 1994.